Новые поступления в музыкальный отдел в октябре 2020 года
В фонд отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ входят ноты, звукозаписи на разных носителях, книги по музыке и музыкальная периодика. Специалисты отдела рассказывают о наиболее интересных новых поступлениях.
Журбин А. Б. Симфония № 5. Партитура. Москва. 2020.
Александр Борисович Журбин, известный российский композитор, активно работает практически во всех классических жанрах: у него есть симфонии, концерты для солирующих струнных инструментов с оркестром, квартет, фортепианный квинтет, произведения камерной музыки, вокальные циклы, кантаты, музыка кино, эстрадные песни, мюзиклы.
О замысле и программе Пятой симфонии композитор сам написал в преамбуле. Партитура, напечатанная в крупнейшем современном издательстве, вышла в юбилейные для композитора дни — 7 августа ему исполнилось 70 лет.
Чайковский П. И. Детский альбом. Москва, 2020.
Пётр Ильич Чайковский задумал свой сборник детских пьесок для фортепиано в феврале 1878 года и написал его очень быстро — уже к маю цикл был закончен и посвящён Володе Давыдову, одному из любимых племянников.
24 пьесы, вошедшие в сборник, рисуют день ребенка: от утренней молитвы до вечернего посещения церкви, от игр до любимых занятий. (Нельзя не вспомнить, что названия пьес «Утренняя молитва» и «В церкви» в советских изданиях имели другие названия — «Утреннее размышление» и «Хор», что было связано с политикой того времени).
Творческим образцом Чайковскому послужил фортепианный «Альбом для юношества» Роберта Шумана (1848). Наряду с этим сочинением «Детский альбом» Петра Ильича занимает важное место в мировом золотом фонде детской музыки.
Первое издание «Детского альбома» П. Чайковского, вышедшее у Петра Юргенсона (1878), отличалось красотой и привлекательностью. Иллюстрировать ноты для детей стало традицией. Новое издание «Детского альбома», недавно поступившее в фонд РГБ, также имеет прекрасное художественное оформление: нотный текст заключён в фигурные рамочки, а между пьесами размещены иллюстрации по полотнам известных художников разного времени — Хуго Мерле, Эмиль Мунье, Константин Мирошник,
Адыгские историко-героические песни и предания. Том первый. Нальчик, 2019.
Представленное издание открывает серию антологического свода адыгского поэтического и музыкального фольклора. Сюда вошли песни, тематически посвященные героям и героическим событиям,
Научное издание включает широкое исследование стилистики повествования народных преданий; рассматриваются жанровые образования, позволяющие выявить коренные отличия феномена героического эпоса от архаического по типу эпоса о
Первый том включил цикл об Андемиркане, легендарном герое адыгских традиционных песен. Издание снабжено рядом вспомогательных указателей: имен сказителей, собирателей, мест записи текстов; имеется также словарь специфических непереводимых слов.
Комаров В. К. Столетие отечественной киномузыки. 1920—2020. Антология. Москва, 2020.
Роскошное издание, подготовленное Союзом кинематографистов России, явилось результатом большого юбилейного проекта, связанного с внушительной датой — столетием отечественного кинематографа (1919—2019). Указ о национализации кинопроизводства был издан Советом народных комиссаров 27 августа 1919 года.
В антологии идёт речь о популярных фильмах с музыкой известных российских композиторов, наших современников. Книга богата хронологическим, фактографическим материалом, цитатами из интервью с композиторами, актерами, обилием известных и редких фотографий, ярких афиш. Имеется краткий биографический справочник композиторов, куда вошла информация почти о
Петрова Е. Д. Музыкальная литература в картах. Москва, 2019.
Петрова Е. Д. Музыкальная теория в картах. Москва, 2019.
Методические пособия по теории музыки и музыкальной литературе привлекают своей необычностью, хотя опыт преподавания с помощью карточек существует не один десяток лет. Карточки, удобные по размеру и яркие по дизайну и графике, включают необходимую информацию по конкретной теме, в данном случае — по теории музыки и музыкальной литературе. Материал в обоих массивах (по 112 карточек) расположен по тематическим группам и степени сложности. В игровой системе учащиеся охотно получают упорядоченные знания и легко их усваивают. Подобная методика позволяет моделировать разные варианты обучения в зависимости от целей образовательного процесса и уровня первоначальной подготовки.
Анчуков С. В., Фу Шуай. Пекинская опера. Санкт-Петербург, 2020.
Пекинская опера («Цзинцзюй») — одна из ярких культур не только Китая, но и всего мира. Являясь квинтэссенцией театрального искусства, пекинская опера соединила в себе черты народного и придворного искусства.
Книга посвящена проблеме «отражения визуальных образов и символов пекинской оперы в пластических видах китайского искусства и дизайне» (авт.).
В монографии подробно рассматриваются предшественники пекинской оперы, главные китайские национальные эстетические принципы оперы, её закономерности, художественная форма выражения, система масок, искусство грима.
Бондс М. Э. Абсолютная музыка: история идеи. Москва, 2020.
В книге известного историка музыки Марка Эвана Бондса поставлены главные вопросы, которые впервые прозвучали ещё в античности: «Что есть музыка и почему она нас так волнует?». Автор последовательно раскрывает сущность музыки как явления самодостаточного и автономного. В этой связи рассматривается концепция «абсолютной музыки» и ее эволюция на базе западной музыки.
В своих рассуждениях Марк Бондс опирается на большое количество философских, эстетических, искусствоведческих источников, на труды величайших мыслителей, композиторов, поэтов от античности до современности. В издании представлен внушительный библиографический список (около 900 названий).
С этими и другими изданиями фонда можно познакомиться в читальном зале нотных изданий и звукозаписей .